Концепция деятельности школы

«УСПЕШНОСТЬ  ОБУЧЕНИЯ»

1.   ВВЕДЕНИЕ

Школа №5 существует 55 лет. Она является одной из престижных в городе, но среди ее многочисленных учащихся  отношение к образованию неоднозначное: от абсолютного равнодушия до полной заинтересованности в обучении. 

Педагоги школы понимают, что традиционная система образования исчерпывает себя, т.к. сегодня необходим ученик самостоятельный, инициативный,  способный  к непрерывному самообразованию, обладающий коммуникативными умениями и навыками , а не учащийся, который обучается в системе подготовки и тренировки, что имеет место в традиционной школе.

Объективной потребностью становится необходимость изменения в подходах к обучению в рамках классно-урочной системы, в таких изменениях, которые бы обеспечивали истинную гуманитарность образования, наличие гуманитарной культуры.

Как формировать гуманитарные умения учителя (умения организовать ситуативные формы обучения, умения вести дискуссию, умения взаимодействовать с различными людьми и т.д.?

Как формировать новый тип педагогической деятельности учителя, как построить учебный процесс, направленный на развитие учащихся?

Как объективно оценить успешность обучения учащихся?

Существующая традиционная система оценки успешности обучения в школе включает в себя пятибалльную систему отметок для учащихся, количество учащихся поступивших в ВУЗ, количество второгодников, отсев учащихся из школы. При этом подходе остается проблемой истинное понимание успешности обучения, так, например, учащийся, имеющий хорошие отметки зачастую имеет слабое здоровье. Успешен ли он? Другие учащиеся не подтверждают свои отметки при поступлении в ВУЗ, не умеют взаимодействовать с другими людьми, имеют психологические срывы в поведении, не умеют самостоятельно добывать знания, у них не сформировано стремление к непрерывному самообразованию и т.д. При таком взгляде становится очевидным зависимость успешности обучения от обеспечения развития учащихся, их воспитания.

Успешность обучения является основной проблемой школы, в тоже время она  определяет условия обеспечения социального и психического здоровья детей.

Успешность обучения педагоги школы рассматривают как мерку качества работы школы, выполнения школой государственного заказа и заказа родителей. При этом очень важно понимание показателей успешности обучения (слагаемые успешности обучения).

Реализация концепции «УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ» должна проходить по трем направлениям.

1. Создание условий, обеспечивающих успешность обучения:

  • организация учебных занятий;

  • выделение содержания образования (создание УП );

2.   Управление школой :

  • стратегическое планирование;

  • создание управляющей структуры на принципах кооперации, демократии;

3. Осуществление контрольно-оценочной деятельности по определению успешности обучения.

Способом реализации данных направлений стало для школы- организационное проектирование.

Организационное проектирование - специфическая деятельность, которая возникает, когда осуществляется работа по организации и запуску процессов мыследеятельности.                                         

В организационном проектировании упор делается на организацию процесса мыследеятельности в рамках конкретного оргпроекта, а затем закрепление его в  организационных структурах, таких как клуб, проблемные группы, мастерские.

2. ПРИНЦИПЫ КОНЦЕПЦИИ

Ведущим принципом реализации концепции школы является принцип «Мы живем в мире непонимания, а понимание случается».

Базовыми принципами  является:

  • принцип По, Пр, Д (понял, принял, действую);

  • принцип коммуникативного взаимодействия;

  • кооперативная форма деятельности всех профессиональных позиций.

Условием кооперативной деятельности является наличие разработанного семейства понятий, организующую деятельностные позиции и создание коммуникации внутри кооперативной  структуры.

3. СТРУКТУРА ШКОЛЫ

Школа №5   имеет естественно-математическое и гуманитарное направления.

Первая ступень - 1-4 классы (общеобразовательные и  классы учащихся с повышенной мотивацией).

Вторая  ступень - 5-9 классы (общеобразовательные,  классы учащихся с повышенной мотивацией, 8-9 классы  предпрофильной  подготовки).

Третья ступень - 10-11 классы (общеобразовательные и классы с  группами профильного  обучения).

Отличие  общеобразовательных классов от  классов с повышенной мотиваций во-первых, в содержании образования (различные предметы). Во-вторых, в способах работы, т.к. расширенный учебный план за счет вариативной части позволяет развивать способности ребенка.

В классы с повышенной мотивацией набираются дети с высокой степенью готовности к школе, позволяющей решать более сложные педагогические проблемы.

Целью первой ступени является постановка элементарной грамотности и коммуникативных умений  учащихся через организацию трех типов дидактических отношений.

2 ступень-5-9 классы. Здесь целью является расширенное воспроизводство деятельности - обеспечение образовательного стандарта и постановка умений и навыков взаимодействия.

Целью третьей ступени является понимание учащимися общей  картины мира, создание условий  для  самоопределения, выбора учащихся.

Фактически, начиная с 8 класса,  действуют три профильных направления:

  • естественный (биология, география, химия);

  • гуманитарный (литература, история);

  • физико-математический;

Ядром процесса обучения является создание условий для развития учащихся.

4. НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Одним из средств реализации концепции школы является учебный план (УП).

В УП заложена идея школы-обеспечение образовательного  стандарта и формирование умений и навыков взаимодействия (расширенное воспроизводство деятельности).

Структура учебного плана:
  • Инвариативная часть
  • Госстандарты
  • Учебный материал

Плоскость трансляции

  • Нормы коммуникации
  • Вариативность

Плоскость коммуникации

В перечислении этих плоскостей возникает культура как результат совместной деятельности учителя и ученика.

К учителю предъявляются требование обладать организационными, управленческими, проектировочными, рефлексивными умениями.

В этом случае возникает возможность организовать понимание учащимся смыслов, содержащихся в учебном материале.

Под содержанием образования мы понимаем две плоскости:

Способы понимания его смыслов (способы работы учащихся при усвоении) 

Собственно содержание образования

Способы понимания его смыслов (способы работы учащихся при усвоении)

Усвоение знаний  учащимся идет в двух формах:

  1. Предметная организация учебного процесса, при реализации которой уч-ся получают информацию (учебный материал в форме знаний).
  2. Ситуативная форма организации учебного процесса, продуктом которой является  средства- образцы и способы мышления, коммуникации, поискового взаимодействия,  способности рефлексии и понимания.

Эти две формы организации порождают гуманитарную культуру.

УП состоит из двух частей: инвариантной, которая обеспечивает стандарты и содержание в ней организовано предметно (подача информации), и вариативной части, в которой организуется особая работа для превращения информации  в  знаниях, когда учащиеся работают нетрадиционно за счет создания поисковых ситуаций, вступают во взаимодействие (д/о «ученик-ученик»), т.е. в нестандартные ситуации. Тогда только идет понимание смыслов, содержащихся в учебном материале.

Учащиеся, вступая в коммуникацию, нарабатывают  технику понимания смыслов, способы понимания других.

В вариативной части вводятся спецкурсы по выбору (профиль), которые позволяют нарабатывать техники самообразованию.

Вариативная часть должна обеспечить переход от трансляции к коммуникации. Учитель должен занимать позицию сотрудничества с учащимся при понимании смыслов, в этом случае учитель+ учащиеся=субъекты деятельности.

5. НОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

Для реализации нового УП необходимы новые учебные программы, УМК, обеспечивающие  формирование общеучебных умений, компетенций учащихся,  их  развитие.

В первую очередь необходимо освоение новых  образовательных  систем  и  УМК в  начальной школе  в  связи  с  переходом  на  программы 1-4 кл., таких как «Школа 2100», «Система Л.В.Занкова» и других.

Предполагается  введение  таких  курсов, как:

  • курс «Мир логики» (автор С.Гин), обеспечивающий формирование у школьников навыков  мыслительных  операций;
  • курс «Химия и общество» (автор М.Г.Гольдфильд), формирующий экологичное отношение к миру, исследовательские навыки  учащихся;
  • курс «Физика.Химия» (под ред А.Е.Гуревича), который является  пропедевтическим, способствует  развитию  мышления  учащихся;
  • курс «Русская словесность» (автор Альбеткова Р.И.), позволяющий  последовательно приобщать  учащихся к  родной  культуре, различать разновидности  русской  словесности»;
  • курс «Основы редактирования» (сост.Пахнова Т.М.), ориентированный  на  формирование  умений  правильной, точной, богатой, выразительной  речи, практических  умений и навыков, связанных с правильным, коммуникативно- целесообразным  использованием  языковых  средств  в  речи (тексте).
6. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Организация учебно-воспитательного процесса состоит в работе школы в рамках классно-урочной системы. Предметы инвариантной части учащиеся изучают в классах с единым уровнем подачи материала (но, конечно, с разным уровнем усвоения знаний учащимися). Работает режим подготовки кадров.

Реализация вариативной части осуществляется по выбору учащихся, по профильным группам с различным уровнем подачи материала.

На спецкурсах вариативной части ведущими формами обучения является МГ и П, ИФ. Спецкурсы проходят в субботу или во второй половине дня.

Такая работа позволяет создавать условия для развития учащихся, учесть способности и склонности учащихся.

Вариативная часть УП создаёт возможность углубления знаний в определенном направлении, формирует постановку умений и навыков взаимодействия с различными людьми (коммуникативные нормы) позволяют интериолизировать знания (ИОФ). Работа на спецкурсах проводится в режимах образования и обучения. Этому способствует исследовательская работа учащихся,  завершением которой является реферат, выступление на школьной научной конференции (по направлениям и ступеням).

Осуществление контрольно - оценочной деятельности по определению успешности обучения  педагоги школы проводят по параметрам и критериям, представленным в проекте «Оценка успешности обучения школьников».

7.   ХАРАКТЕРИСТИКА  СПОСОБОВ  ОБУЧЕНИЯ

Обеспечением содержания образования в школе является проектирование; организация, управление тремя типами дидактических отношений:

  • Учитель-ученик,
  • Ученик-ученик,
  • Ученик-учебный материал.

Педагоги проектируют уроки, темы по схеме акта деятельности. Базовым дидактическим отношением является дидактическое отношение «ученик-ученик», при реализации которого учащиеся включаются в новый вид деятельности, попадают в нестандартные ситуации (взаимодействие с разными людьми), нарабатывают различные способы, техники понимания смыслов, содержащихся в учебном материале через устанавливание коммуникации.

Особенно сложным и важными является формирование коммуникативных норм.

Вопросы:

  • что делаем?
  • как делаем?
  • зачем делаем?

являются основными для учителя и учащихся.

Учебный материал для учителя является  средством для развития учащихся. Важным приемом работы  учителя является организация ситуаций непонимания (поле непонимания), когда возникает возможность углубления смыслов поиска нового решения, творчества учащихся.

Эти вопросы являются основой рефлексии, в результате которой происходит смена способа деятельности учащихся. Если происходит рефлексия, происходит развитие учащихся.

Развитие учащихся невозможно без развития педагогов. Для создания системы МР, развития педагогов в школе разработан проект, при реализации которого в школе организуются нестандартные формы МР-клубы, мастерские, где учителя проявляют себя как   «личность»,обмениваются своими идеями по организацию УП, нарабатывают новые подходы и способы работы, и выносят их на разработческие семинары.

8. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Организация  воспитательной работы требует системного подхода, создания условий для формирования личности учащегося. Огромное значение здесь имеет сохранение традиций школы, формирование новых традиций, создание ученического самоуправления,  формирование школьного парламента, развитие досуговых форм работы (студий, клубов по интересам), привлечение к решению проблем школы родительской общественности, формирование родительского актива.

Школьные мероприятия должны быть подчинены цели интеллектуального творчества, эстетического и нравственного развития.

Огромное значение имеет создание школьной печатной газеты или журнала

9. УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ №5

Управляющая система школы включает в себя три уровня (см. схему).

Составной частью управляющей системы является система методической работы  (см. схему МР).

В управлении школой основополагающим подходом должно стать стратегическое планирование